Сайт учителя иностранных языков Журовой Ирины МихайловныПятница, 03.05.2024, 23:52

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Автор сайта
аватар
Журова Ирина Михайловна
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
English [4]
конспекты уроков, тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы по английскому языку, разработанные мной.
Deutsch [10]
Контрольные работы, тематические проверочные работы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, разработанные мной.

Мини-чат

Категории каналов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Актуальность и практическая значимость исследовательской деятельности. Определение проблемы как начало исследования

 

Сообщение на тему:

«Актуальность и практическая значимость исследовательской деятельности. Определение проблемы как начало исследования».

 

Подготовил: учитель иностранных языков

МОУ «СОШ №1»

Стаханова Ирина Михайловна

Алексин

2011г

Содержание

1.     Определение проблемы как начало исследования

2.     «Почему?» и «Для чего?» - два кита проектной деятельности. Актуальность и практическая значимость исследования.

 1.     Определение проблемы как начало исследования

Деятельность учителя должна состоять в том, чтобы помочь учащимся через знание  иностранного языка самостоятельно организовать исследовательскую деятельность, научить их приемам исследовательской работы, облегчить выполнение творческих заданий путем экономии времени на их выполнение, привить вкус к научному труду. Это позволит реализовать актуальные задачи по компетентностному, личностноориентированному, деятельностному подходу.

Постановка проблемы - начало любого исследования. Самые наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?") являются прототипами проблемы. Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача.

Краевский Володар Викторович в своей работе «Общие основы педагогики» утверждает следующее:

«Проблема – это белое пятно на карте науки, знание о незнании». Известно, что чем меньше человек знает, тем увереннее он себя чувствует, поскольку о своем невежестве, как и о многом другом, он не может иметь представления».

Исследование, независимо от того, какое оно – научное или учебное, отличается от повседневного опытного познания. Оно имеет целенаправленный характер и определенную систему.

Так, краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.

Определять проблему -  значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Проблема возникает из противоречия.

Ø    Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.

Ø    Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.

Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.

 Приведем философскую трактовку понятия "проблема". "Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес" (Философский энциклопедический словарь, 1989). В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением или обнаружение "дефицита", нехватки информации для описания или объяснения реальности. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

- выявление дефицита информации в научном знании о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка;

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

С проблемой связаны объект и предмет исследования.

Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему,  нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».

Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если  удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей  области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему  исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно  изученные вопросы.

Источником проблемы обычно являются затруднения,  возникающие в практике. Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете исследования.

Например, в работе студентки факультета иностранных языков Л.Б. Бахтиной проблема сформулирована следующим образом: «Анализ научно-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что,  несмотря на довольно большое количество исследований, посвященных проблеме общения, не все ее теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема формирования коммуникативной культуры учащихся, которая обусловлена противоречиями:

          между требованиями общества к культуре личности и существующим характером обучения и воспитания детей в средней школе;

          между изменяющейся социокультурной ситуацией и уровнем подготовленности школьников к межкультуному общению.

 Важность и актуальность исследуемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений подростков».

Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными. Формулируя тему,   автор  размышляет над тем, как назвать научную работу. Выбор темы осуществляется исходя из интереса исследователя   к проблеме, возможности получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной литературы. Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.  Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например:

        «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;

        «Педагогическая поддержка самопознания подростков»;

        «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»;

        «Развитие у подростков социально-ценных личностных качеств»;

        «Совершенствование физического развития детей средствами бальных танцев».

Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

2.     «Почему?» и «Для чего?» - два кита проектной деятельности. Актуальность и практическая значимость исследования.

 

Исследователю необходимо обосновать актуальность решения выбранной проблемы, темы исследовательской работы. Под актуальностью исследования работы понимается новизна и значимость поставленных в ней вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?».

Исследователю необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная,  показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.

Доктор психологических наук  М.Н. Арцев пишет про  актуальность так:

«Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.».

Актуальность исследовательской работы состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научно-практические задачи.

Профессор В.В. Краевский пишет об актуальности так: «Исследование можно считать  актуальным  в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях:

-    во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики,

-                    во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи».

Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.

Первое связано с полученными в нём данными (что?), второе – с используемой методикой (как?)

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

·               с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

·               с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.

Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.

Не случайно в названии этого раздела вынесено два ключевых вопроса: «Почему?» и «Для чего?». Ответы на эти вопросы во многом определяют смысл и назначение исследования или проекта. Поиск ответов на животрепещущие вопросы является движущей силой любого творческого процесса. Помните, как в знаменитом стихотворении Редьярда Киплинга в переводе Самуила Яковлевича Маршака:

 

                           Есть у меня шестерка слуг,

                           Проворных, удалых.

                           И все, что вижу я вокруг, –

                           Все знаю я  от них.

                           Они по знаку моему

                           Являются в нужде.

                            Зовут их: Как и Почему,

                            Кто, Что, Когда и Где.

Категория: Мои статьи | Добавил: Arlin (15.11.2013)
Просмотров: 34523 | Комментарии: 27 | Теги: актуальность, практическая значимость, исследовательская деятельность, определение проблемы, иностранный язык | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 KarenJew  
0
Привет.
Приглашаю Вас на Толковый Lineage сервак
Сервер подойдет тем кто любит размерянную стратегию с замыслом на тотальное покорение.
Скорее всего не подойдет предпочитающим набежать и всех нагнуть.
Пробегающим мимо любителям поскакать по сервакам переоткрывашкам, ловить мало, т.к. старики их очень быстро накажут :)

Адрес http://l2immortal.com

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Жми

Статистика

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz