Здравствуйте! А что это значит? Будь здоров, в здравии. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье». Мы знаем, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. К сожалению, ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Я уверена, что в ходе обучения учитель способен создать условия необходимые для поддержания здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо строить учебные занятия, опираясь на несколько базисных принципов: • гуманизация содержания урока, • целесообразные формы организации учебного процесса, • эффективные методы обучения, • разнообразные виды поддержки ученика, • право свободного выбора, • комфортная вещно-пространственная среда. Все это объединяет один педагогический термин – здоровьесберегающая технология. Существует множество определений ЗСТ. Но мне хотелось бы остановиться на одном из них, с моей точки зрения наиболее полном. Один из известных авторов работ по здоровьесберегающим технологиям в школе, профессор Смирнов Никита Константинович, дает следующее определение здоровьеформирующим образовательным технологиям - все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэтому я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка чрезвычайно важно. Прежде всего, я стараюсь строить свою педагогическую деятельность на принципах, которые составляют основу здоровьесберегающего обучения: - природосообразности, - преемственности, - вариативности, - прагматичности (практической ориентации). Так как целью применения здоровьесберегающих технологий на моих уроках является укрепление и поддержание физического и психического здоровья школьника, для себя я выделяю следующие средства её достижения: - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); - создание благоприятного психологического фона на уроке; - использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; - создание условий для самовыражения учащихся; - инициацию разнообразных видов деятельности; - предупреждение гиподинамии. В рамках технологии здоровьесбережения использую частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской). Считаю, что самое оптимальное – это использование 4–7 видов деятельности за урок. В течение урока стараюсь применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут. Также я использую методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар. Применяю динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). На своих уроках я использую несколько видов физкультминуток, в зависимости от преобладающих видов деятельности на уроке. Это: 1) упражнения для снятия общего или локального утомления; 2) упражнения для кистей рук; 3) гимнастика для глаз; 4) гимнастика для слуха; 5) упражнения, корректирующие осанку; 6) дыхательная гимнастика; 7) артикуляционно-мимическая гимнастика. Я заметила, что очень многое на уроке зависит от первоначального настроя детей, эмоционального состояния каждого ребенка. С целью создания и сохранения благоприятной атмосферы для обучения иностранному языку и для межличностного общения, использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию. Так упражнение «Комплименты», когда дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, акцентирует достоинства одноклассников. А вот игра «Вам-сообщение». И по кругу передаются сообщения «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. Игра «Подарок» предлагает подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)». Говоря об иных методах технологии здоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Во-первых, урок - это зона психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках. Для поддержания у детей веры в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят. С этой целью я использую такой простой, но необходимый метод, как похвалу. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д. Среди невербальных методов - поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Дети же, в свою очередь, выражают свою похвалу в раздаточных жетонах, карточках. А для того, чтобы каждый ученик вне зависимости от своей успеваемости смог ощутить чувство успеха, я произвожу подбор заданий с учетом личных интересов и особенностей ученика и всегда стараюсь дать возможность выбрать свой уровень и объем задания для каждого учащегося. На моих уроках я также широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке, используя смайлики: good (хорошо) ok (нормально) Try again ! (попробуй еще!) Данную систему я иногда использую и на начальном этапе урока, например, как способ благоприятного психологического настроя (упражнение «Покажи мне своё настроение!»). И конечно же я особое внимание уделяю справедливому оцениванию ответов школьников, используя вариативную систему оценивания: за один урок ставлю баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет. Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников. В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова: "Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
|